Понедельник, 14 октября 2024
$ 96.1021
105.4854
11 октября 2022, 12:51

Память, которой гордимся!

С тех пор как Наталья Шевцова помнит себя, она держала в руках карандаш. И рисовала… рисовала. Это передалось ей от отца, которого в 17-летнем возрасте немцы чуть не закопали живьем вместе с еще несколькими десятками мирных жителей. А потом он воевал, занимался разминированием Смоленска, затем восстанавливал и создавал памятники в Таганроге…

Как Ваша семья празднует День Победы?

Этот день мы с детьми, а теперь с внуками встречаем с особым трепетом. Со слезами на глазах. Мой отец Василий Семенович с 17 лет воевал. Он вернулся с войны спустя три года после Победы, в 1948 году. А до этого он пережил страшные моменты, когда его, 16-летнего паренька, вместе с многими другими немцы заставили рыть огромную яму, неподалеку от большой горы. В ней фашисты собирались закопать живьем не одну сотню мирных жителей, в том числе и его самого. Это было в Воронежской области, в Богучарах. Это правый берег Дона. Что пережили тогда эти люди, трудно представить. Но судьбе было угодно спасти их. Буквально за мгновение до смерти эти люди были спасены солдатами Красной армии. После этого мой папа был призван в ряды Советской армии. Был пулеметчиком и пехотинцем, затем выучился на сапера. После окончания войны он разминировал Смоленск. И только потом вернулся домой.

 

Как в дальнейшем сложилась судьба отца?

Папа всегда со слезами рассказывал, сколько они пережили в те годы. Даже мне это тяжело без слез вспоминать. После войны он окончил Московский университет им. Крупской по специальности художник-оформитель. С мамой Антониной Михайловной они поженились в 1950 году, после чего уехали в Таганрог. Этот город во время войны был под немцами, очень сильно разрушен. Папа работал художником в авиационном институте и восстанавливал памятники, в том числе очень известные в Таганроге песочные часы, которые и сейчас работают. Там до сих пор стоит отреставрированный моим отцом памятник Петру I. Папа был великолепным мастером резьбы по дереву, по мрамору, граниту. Дома у нас вся мебель была резная, сделана его руками. Позже мы вернулись в Богучары, где я и закончила школу.

 

Как Вы увлеклись рисованием?

Я пошла по папиным стопам, одна из трёх детей. У меня еще есть брат и сестра. Но, видимо, по генам это передалось только мне. Я вообще очень похожа на отца. Помню себя лет с трёх примерно. И все время у меня в руках были карандаши. Я рисовала всегда и везде. Часто пропадала в папиной мастерской, которая у нас дома была. Мне там все было интересно, всему хотелось научиться. Там всегда стоял этюдник, разные верстаки. Пахло стружкой, лаком, красками, все меня там завораживало. Мама хоть и работала на кожевенном заводе, тоже увлекалась вышивкой, гладью. Ею были очень красивые картины вышиты.

Учителя в школе на предметах, не связанных с рисованием, частенько мне делали замечание, потому что я рисовала и отвлекалась от темы урока. Папа поощрял мое увлечение рисованием, потому что видел, как это хорошо у меня получается. Вопрос кем быть передо мной не мог стоять. Еще в третьем классе пришла к нам учительница, которая нам всем очень нравилась. И я тогда решила стать учителем рисования. После школы поступила в Бутурлиновское художественно-графическое училище в Воронеже, успешно его окончила.

 

Были поступки, за которые стыдно?

Вообще я была очень обязательной. Помню, как я любила школьную форму, пионерский галстук, как была октябрёнком, руководила звеном. Ругала тех, кто плохо учился, даже у одного мальчика сняла звездочку за его плохие оценки. Дедушка этого мальчика вечером к нам домой пришел со мной разбираться. Меня потом отругали и сказали, что так делать нельзя. Помню, как во втором классе однажды прогуляла школу. Это было зимой, шел очень сильный снег с ветром. И вот я иду, снег налипает на лицо, меня это злит. И я сказала: «Вот сейчас пройду еще немного, и если снег не перестанет, то не пойду в школу!» Так и сделала. Вернулась домой. Стыдно и сейчас за это. Меня учительница сильно за это отругала.

В восьмом классе меня отругали за сочинение «О полку Игореве». Нужно было написать объем большой, и мне это казалось просто невозможным.

 

Как оказались в Старом Осколе?

После окончания училища вышла замуж, и мы уехали с мужем в Казахстан в город Темиртау. Там тогда квартиры давали быстро. Там же родились два сына. Сейчас у обоих уже свои семьи. А я бабушка пятерых внуков. Там я окончила еще Карагандинский педагогический университет, художественно-графический факультет. Училась в группе с членами Союза художников. Долгие годы работала преподавателем в Темиртауском педколледже. Потом туда завезли казахов из Монголии. Как раз в это время освободилось много домов после уехавших в Германию немцев. И в эти дома расселили этнических казахов. Переселенцы почти не знали русского языка, и их дети, которые стали учиться в нашем педколледже, понимали только казахский язык. Мне предложили выучить казахский. Я не понимала, как можно преподавать историю мировой литературы на казахском. Этот язык не так красив и многогранен как русский. Тогда мы на семейном совете приняли решение уехать оттуда. Квартиру продали за копейки, вырученных денег хватило только на переезд и на проживание в Осколе первые несколько месяцев. С тех пор я работаю в ДК «Горняк».

С какого возраста к Вам дети приходят заниматься? Какое впечатление о подрастающем поколении?

У меня занимаются детки с трёх лет и до 17-ти. Знаете, я благодарна родителям. Дети воспитаны, в них нет невежества и цинизма. Много знают о войне. Даже маленькие в своем детском мире понимают, что такое «катюша», какие самолеты летали во время войны. Дети очень внимательно слушают, когда им рассказываешь. Учатся рисовать, лепить, занимаются квиллингом. Уже несколько лет наши дети делают песочные инсталляции (три года назад я по телевизору увидела украинскую художницу Евгению Симонову и её работу). Это так красиво, завораживающе. И директор нашего ДК тоже увидела. Мы вместе решили, что этому можно учить наших детей. Я сама научилась это делать и теперь этим увлекаются дети. Иногда мне приходится учиться вместе с ними. Это очень красиво, и видно, как им все это интересно.

Родители удивляются, как я малышей могу усадить и часами с ними заниматься. А я с ними говорю на их языке, надеваю на руку куклу, меняю голос и объясняю. Дети легко обучаемы, главное, чтобы им было интересно. Есть стимулирующие моменты, например, конфетка в конце урока. Интересен процесс, как приходят ребята, ничего не умеющие, а потом они умеют делать много интересных вещей, увлеченно и талантливо. Вот это самая большая награда — видеть их счастливые глаза. Уже 22 года я работаю с детьми. У нас огромное количество интересных работ, поделок, мы участвуем в выставках, конкурсах. Об этом рассказать невозможно, это нужно увидеть. Мои картины есть в частных коллекциях не только в России, но и за рубежом.

 

 

Есть семейные традиции у Вашей семьи?

Всегда на день рождения детей пекла торт, и из заварного теста выпекала лебедей. Озеро делала из тархуна и желе. Пекла ночью, когда дети спят. Дети утром встают и… такие эмоции! Младший сын так увлекся кулинарией, что стал профессиональным кондитером. Любит делать красивые и вкусные вещи. Сейчас я этому учу своих внуков.

Я очень любила детям шить новогодние костюмы: визирь, гусар. Закончила курсы кройки и шитья. Получались красивые, мы занимали даже призовые места по костюмам в городе. А сколько это приносило счастья детям! Я вообще очень люблю детей. И своих, и чужих…

 

Что для Вас значат друзья?

О, друзья дают очень много. Молодость, прошедшая в Казахстане, где дружили русские, казахи, татары, немцы… Все жили дружно, учились друг у друга готовить национальные блюда. Мои подруги мне очень близки. Мы с ними переписываемся через Интернет, может так легко друг друга видеть и слышать. Поддерживаем, советуемся. Это просто уже родные люди.

 

Что бы Вы поменяли, если бы жизнь вернуть назад?

Ничего. Пожалуй, так бы снова её и прожила. Во всем есть свои плюсы, главное, их нужно всегда видеть.