Четверг, 28 марта 2024
$ 92.2628
99.7057
11 октября 2022, 12:58

Ивану Гусарову завтра исполнится 85 лет (интервью)

В преддверии 85-летнего юбилея почётного гражданина Старого Оскола и Старооскольского района Ивана Гусарова «Оскольский Край» пообщался с именинником, который в лихие 90-е занимал должность главы администрации города и района.

Безработица, либерализация цен и грабительская приватизация народного достояния, экономический спад, неплатежи, пустые полки магазинов, талоны, инфляция, очереди… Так вспоминаются многим эти годы. Несмотря на сложности экономического характера, в Старом Осколе не допустили коллапса городского хозяйства, находили средства на ремонты дорог и коммунальных сетей, зарплату бюджетникам, поддержку инфраструктуры…

Иван Афанасьевич и сейчас не равнодушен к тому, что происходит в городе, стране, занимается благотворительностью, является заместителем председателя Общественной палаты округа. Здесь мы с ним и встретились. Я сразу отметил его сильное рукопожатие. Кажется, время над ним не властно: по‑прежнему энергичен, бодр, сам управляет автомобилем.

Так закалялся характер

— Иван Афанасьевич, с каким настроением встречаете свой юбилей?

— Настроение хорошее, чувствую себя прекрасно. Если говорить о прошлом, то оно уже далеко. Живу настоящим. Стараюсь идти в ногу со временем, участвовать в общественной жизни города и области. У меня большой опыт, которым хочется поделиться, помочь решить ту или иную проблему. Конечно, близко к сердцу принимаю всё, что происходит в городе. Не могу оставаться сторонним наблюдателем. Наверное, это про меня поётся в песне: «старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути», – улыбается юбиляр.

— У вас богатая трудовая биография: работа на горнорудных предприятиях Челябинска, Лебединском ГОКе, ОЗММ, председателем городского совета, главой города, на СГОКе, в «Стойленской Ниве»… Какой период вы одновременно считаете и сложным, и интересным?

— Я бы не стал делить – было хорошо или не очень, значимо и не совсем. Взять, к примеру, Урал. Он заложил основу моего будущего. Там я прошёл путь от землекопа до руководителя крупного предприятия. Закончил с отличием техникум (второй после Курского), Магнитогорский горно-металлургический институт.

На Урале люди совершенно другого склада, там меньше лжи ифальши. Там закалялся мой характер. Фуфайка, сапоги, рукавицы – всё имущество, и работа с утра до позднего вечера. И ведь как работали – рекорды ставили! Конечно, зачастую трудно было. Но то время, ту суровую школу жизни до сих пор вспоминаю с благодарностью.

Когда с Урала меня перевели на Лебединский ГОК, а это был 1974-й год, там работало около трёх тысяч человек. В 1975-м ввели в эксплуатацию первую очередь фабрики окомкования, начали производить окатыши. В 1979–1980 гг. – вторую очередь комбината. А в 1982-м построили фабрику дообогащения концентрата. На комбинате я прошёл путь от начальника цеха до заместителя директора. ЛГОКом тогда руководил Валерий Валентинович Карпов. У нас было полное взаимопонимание. Я отвечал за коммерческо-финансовую часть. Однажды меня пригласили в главк и предложили, а точнее, настояли, чтобы я возглавил завод по ремонту горного оборудования, нынешний ОЗММ. Он находился в тяжелейшем состоянии. Это был 1985 год.

— И с чего вы начали?

— Прежде всего, с формирования новой структуры предприятия, производственного цикла. Возьмём, к примеру, кузнечнопрессовый цех. Объёмы выпускаемой им продукции составляли тысячу тонн в год. Мы вышли на 18 тысяч! У нас на заводе было около пятисот различных станков. Организовали большую линию с числовым программным управлением. В два с половиной раза увеличили объёмы цеха металлоконструкций. В литейном же вместо шеститонных установили 20-тонные печи. Применили, как говорится, ноу-хау: сталь не обрабатывали в печи, а сделали внепечную обработку в сталеразливочном ковше. И здесь объёмы увеличили в три раза. Так из убыточного предприятие стало прибыльным. При этом цена на товарную продукцию не росла. Соответственно, повысилось и материальное вознаграждение работников предприятия. Помимо цехов, построили столовую, больницу, бассейн, спортивный зал.

Хлеб – всему голова!

— А что касается работы на СГОКе и в «Стойленской ниве»?

— На комбинат я перешёл по приглашению Фёдора Ивановича Клюки. Занимал должность коммерческого директора. Затем образовалась «Стойленская нива». Начинать пришлось с нуля. Но ведь я родился и вырос в селе. И пацаном с военных лет постоянно работал в поле.

Мы тогда приняли около 600 тысяч гектаров земли. В Тамбовской области у нас, например, был целый Первомайский район, птицеводческий комплекс. По работе часто приходилось встречаться с тогдашним губернатором Олегом Ивановичем Бетиным. В Воронежской области были два хозяйства, в Липецкой одно. Добавьте районы Белгородчины.

Мне нравилось заниматься сельским хозяйством. Я люблю постоянно быть в движении. Зачастую в хозяйства выезжал в пять утра, чтобы успеть к дойке коров. Интересовался, как их кормят, какие проблемы у доярок, чем они живут. Директора хозяйств тоже старались быть там в это время. Так появлялось чувство ответственности за порученное дело.

Наш земляк, дважды Герой Социалистического Труда Василий Яковлевич Горин удивлялся тому, как в течение года мы достигли по надоям показателей его колхоза. И урожайность была высокой. Я ежедневно по селектору проводил оперативные совещания. Каждого директора хозяйства спрашивал, что сделано для повышения урожайности и надоев. Пару раз к селектору подключался губернатор Евгений Степанович Савченко. Интересовался, как обстоят дела. И у нас действительно был прорыв в сельском хозяйстве.

Устраивали праздники урожая, людей достойно награждали за труд – вручали денежные премии, дарили телевизоры, холодильники, автомобили. Артисты московские приезжали. Секрет успеха был прост – это общение с народом, понимание того, что ему надо. Поэтому чаще надо с людьми встречаться, интересоваться их проблемами. К сожалению, пока что вижу обратное на разных уровнях власти.

Живёшь в городе – живи городом

— Что вас заставило в тяжёлые девяностые взять на себя ответственность за весь город, его жителей?

— Не мог оставаться равнодушным к происходящему развалу во всех сферах. К тому же меня попросили руководители предприятий. Вот и пришлось брать власть в свои руки. А как её взять? Ведь тогда в верхах были разброд и шатание. Вспомните противостояние Верховного Совета и Ельцина. Но надо было что‑то делать. Собрали городской Совет депутатов, пригласили неравнодушных старооскольцев. Было принято решение избрать меня главой администрации Старого Оскола и района. Года через два пришлось переизбираться. Происходило это в присутствии депутатов открытым голосованием. За меня проголосовало 130 человек, за моего оппонента – 20.

— По вашей инициативе тогда был организован Совет директоров предприятий. Потом эта общественная структура отошла на второй план. Есть ли сейчас в ней необходимость?

— Работы был непочатый край. Началась приватизация. Предприятия передавали на баланс города своё коммунальное хозяйство, детские сады, спортивные сооружения. А ведь людям надо было платить зарплату, обеспечивать сады и школы горячей водой, теплом и т. д. Я пригласил Алексея Алексеевича Угарова, Фёдора Ивановича Клюку, Анатолия Михайловича Мамонова, Сергея Аркадьевича Гусева, Александра Ипполитовича Емельяненко, Карла Карловича Лоора и других. Предложил создать Совет директоров. И этот совет реально работал. Мы часто встречались, советовались, спорили. Это была мощная поддержка.

Думаю, что Совет, может, в другой форме, нужен и сейчас, чтобы все объединялись вокруг главы администрации округа. Ведь речь идёт не о том, чтобы выделять деньги, а, например, взять в зону своей ответственности какой‑нибудь городской объект. Так делает Андрей Алексеевич Угаров, который помогает школам. Тогда предприятия оказывали поддержку храмам. У Анатолия Михайловича был Крестовоздвиженский храм, у Фёдора Ивановича – Александра Невского и т. д.

Повторюсь, и сейчас есть места, где можно приложить усилия. Когда велась реконструкция театра, возникла необходимость доставить пожарную ёмкость. Везли её из Нижнего Новгорода. Везде этот негабаритный груз прошёл. Но из‑за бюрократических проволочек дело застопорилось под Старым Осколом. Надо было подать заявку в областной центр на провоз груза. А там пока рассмотрят… Я объяснил ситуацию бывшему начальнику ГАИ Николаю Николаевичу Холтобину и тогдашнему руководителю Старооскольских электрических сетей Сергею Валентиновичу Куликову. В этот же день груз был на месте. Обошлись без всяких писем.

Мой девиз такой: живёшь в городе – живи городом.

О «гусаровских» и первом празднике

— У многих бюджетников в памяти доплаты, их называли «гусаровскими»….

— На производстве по тем временам платили нормальную зарплату. В самом тяжёлом положении оказались работники бюджетной сферы – учителя, врачи, коммунальщики, работники культуры. Они влачили нищенское существование. Многие уходили из школ и больниц, работали челночниками, торговали на рынках – жить‑то надо было, кормить детей. Всё шло к тому, что завтра некому будет лечить и учить. Тогда я принял решение добавить к зарплате 15 % – деньги в бюджете благодаря отчислениям предприятий были. Когда мне на смену пришёл Николай Петрович Шевченко, я обратился к нему с просьбой не убирать эти доплаты. Он так и сделал. Кадры в медицине, образовании, культуре были сохранены.

— При вас возродилась традиция празднования Дня города. Как появилась эта идея?

— Если вспомнить, то при коммунистах 1 Мая и 7 ноября проводились праздничные шествия. А тут получился вакуум, который надо было заполнить, объединить народ. Я поинтересовался у начальника управления культуры Ивана Ивановича Головко, есть ли какие‑либо значимые даты, чтобы праздник отметить вместе с жителями.

Он сообщил, что в 1893-м отмечали 300 лет со дня основания Старого Оскола. Соответственно, в 1993-м городу исполнилось 400 лет. Приняли решение эту дату отметить. Такое в нашем городе и области было впервые. Праздник раскрутили очень мощно. Большую поддержку оказали промышленные предприятия. За их счёт приглашали популярных в то время артистов: Ярослава Евдокимова, Наталью Штурм, Игоря Чайку и других. Впервые во всех храмах организовали крестный ход. Архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий почти час выступал у здания администрации. Приехали все главы районов области, другие гости, а также дочь Георгия Константиновича Жукова Маргарита Георгиевна. Мы сделали всё, чтобы День города запомнился надолго.

Чтобы помнили

— Вы внесли бесценный вклад в возрождение православия, но сейчас, наверное, тяжело переживаете, видя то, что происходит на Украине, когда отнимают храмы, делают всё, чтобы разобщить наши народы?

— Конечно, мне больно на это смотреть. Недавно встречался с одним священником, которому часто приходится бывать на Украине. По понятным причинам не могу назвать его имени. Спрашиваю: как оценивает происходящее там? Он назвал это сумасшедшим домом. Наверное, нет ни одного государства в мире, где бы так бесцеремонно вмешивались в церковные дела, как это делается в соседней стране. Ни к чему хорошему эти преступные деяния не приведут.

— Сейчас в наш театр билеты сложно достать – их раскупили до весны. Вы курировали его реконструкцию. Все ли пожелания творческого коллектива были учтены?

— Я уже не раз рассказывал, как в нашем городе был открыт театр. Время было не из лёгких, но вспомнилось, как в осаждённом Ленинграде работал «блокадный театр». Искусство помогло ленинградцам выстоять – в театре были аншлаги. Конечно, в СТДМ можно было сделать большой зал мест на 500, и дефицита билетов не было бы, и театры из Москвы и Петербурга чаще приезжали.

— К Общественной палате власть прислушивается?

— Мы выражаем интересы общества, его чаяния, что и стараемся донести до власти. Приглашаем на заседания представителей администрации округа, чтобы обсудить вопросы, которые волнуют население.

В ближайшее время хотим заслушать медиков, ведь проблем у них хватает. То, что ведётся ремонт, это хорошо, но надо условия для лечения и содержания больных создавать. Есть кадровая проблема. Молодых врачей можно привлечь – надо построить для них дом.

— Недавно пришлось слышать, как в Венгрии солдат, воевавших на стороне фашистской Германии, называют героями. Так происходит и в некоторых других странах. Что можно противопоставить этой целенаправленной политике?

— Это одновременно и сложный, и простой вопрос. Мой брат погиб под Смоленском в 19 лет. Дядя, мужья двух моих сестёр на фронте головы сложили. А вот, например, сколько в нашем городе осталось ветеранов, всё ли для них сделано? Важно помнить о 27 миллионах погибших наших соотечественников. Надо на государственном уровне выпустить медаль и назвать её, к примеру, «За защиту Отечества в 1941–1945». Внукам, правнукам павших героев вручать эти медали в торжественной обстановке, чтобы они передавались из поколения в поколение. И в школах надо чаще рассказывать о героических страницах истории нашей страны. Надо делать всё, чтобы не стёрли память.

— Сейчас многие ностальгируют по СССР. Вы часто вспоминаете это время?

— Ещё бы не вспоминать! Ведь это годы юности, моего становления как специалиста. Тогда было больше социального равенства, справедливости. Не было, как сейчас, огромного разрыва в зарплатах, когда одни получают миллионы в месяц, а другие – лишь десять тысяч.

— Если бы была такая возможность, вы изменили бы своё прошлое?

— Может, где‑то в чём‑то опоздал, может, раньше начал бы получать образование. Но не думаю, что постарался бы очень сильно изменить свою судьбу. Я благодарен жизни за то, что рядом со мной были люди, которые мне близки и дороги.

— Что бы вы никогда не сделали и как не простили?

— Подлости и предательства. Я по натуре открытый человек. Всегда старюсь говорить правду, даже если это не совсем удобно. А вообще надо спешить делать добро.

— Ваши любимые книги, фильмы, блюда?

— Фильмы и книги люблю душевные, человеческие. Люблю готовить пельмени по‑уральски. Когда в семье какое‑то событие или праздник, засучиваю рукава, тесто раскатываю, леплю, варю. В мясе должно быть как минимум 30 % лука. Тогда пельмени получаются сочными и вкусными.

— Чем любите заниматься в свободное время?

— Снег чистить (смеётся). Люблю бильярд – пока утром сто шаров не забью, не успокоюсь. Это даёт большую энергию. А ещё люблю париться в бане, когда температура под 100 градусов.

— О чём мечтаете?

— Чтобы всё хорошо было у внуков и правнуков.

— Иван Афанасьевич, большое спасибо вам за беседу.